© unsplash.com
Советы и неутешительная статистика
Мы думаем, что уж наши-то дети знают о безопасности все. Но на практике большинство родительских нотаций просто не работают. На лекции проекта «Стоп-угроза» специалисты по безопасности развенчивают вредные мифы и дают важные советы.
Несколько страшных фактов о безопасности
Да, все мы по сто раз говорим своим детям «дверь никому не открывай», «не разговаривай с незнакомыми», «никуда не уходи». Но при первой же проверке оказывается, что они совсем не готовы к опасным ситуациям. На тренингах по безопасности проводят опросы детей и результаты почти всегда одинаковые. Итак:
помогут пожилому человеку донести сумки до машины;
пойдут спасать котенка, застрявшего в трубе;
сядут в лифт с незнакомцем;
растеряются, если их поведут за руку;
даже в случае опасности будут драться, кусаться, но не кричать;
чувствуют себя «неудобно» при необычном или невежливом поведении;
не расскажут родителям о неприятностях, которые можно скрыть.
Почему наши объяснения не работают?
Кажется, мы все делаем правильно — рассказываем, объясняем, даже пугаем. Но на практике все это не работает. Вот несколько причин, по которым наши обычные объяснения оказываются неэффективными:
учим неинтересно;
объясняем нервно и настойчиво;
говорим урывками, без системы;
требуем от ребенка результата, отчета;
не показываем пример;
сами зажаты и закомплексованы;
говорим «чего не делать», но не говорим «как делать и почему».
Родительские фразы, которых лучше избегать
Они кажутся нам правильными и совершенно безобидными. Почти все родители говорят это своим детям, часто на автомате, не задумываясь о последствиях. Узнаете?
К сожалению, от этих фраз больше вреда, чем пользы. Нет-нет, речь не идет о том, чтобы отказаться от всех правил приличия, начать хамить бабушке, плеваться в автобусе и громко разговаривать в театре. Но да, вежливость, не подкрепленная навыками по безопасности, ставит ребенка в уязвимое положение.
«Подозрительный человек» — одно из самых опасных родительских заблуждений
Часто родители сами представляют преступников как таких страшных дядек, монстров и чуть ли не персонажей из фильмов ужасов. В результате почти все дети до десяти лет и треть опрошенных подростков считают, что преступник отличается от обычного человека. Между тем преступники, уводящие детей, выглядят как самые обычные люди — это может быть «папа» с площадки, пожилая женщина и даже ребенок.
«Все родители повторяют своим детям, как мантру: никогда не уходи никуда с незнакомцами. Но дети все равно уходят»
Что должен знать и уметь каждый ребенок
Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это должны знать и уметь все дети — и дошкольники, и школьники. Проверьте!
Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному.
Понимать, что добрый и вежливый — не одно и то же. Это касается и других «положительных» признаков: улыбающийся, симпатичный, щедрый. И да, пожилой человек или женщина тоже не обязательно должны быть добрыми.
Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.
Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором.
Знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых.
Понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.
Что дети должны знать о сексуализированном насилии
Что могут сделать родители для безопасности своих детей
Когда информации так много, родители часто теряются и не знают, с чего начать. Итак, вот что может сделать каждый родитель для своего ребенка, чтобы научить его уверенно вести себя в самых разных ситуациях.
Научить ребенка, что есть «свои» и «чужие», а не плохие и хорошие. Есть близкие, знакомые и все остальные.
Рассказать про «правило взрослых» — взрослые обращаются за помощью к взрослым, а не к детям.
Ввести правило «мы не общаемся с чужими детьми».
Объяснить, что безопасность важнее правил приличия.
Научить кричать, бежать, отвечать на звонки и обращаться за помощью. Потренироваться вместе с ребенком.
Показать примеры уверенного поведения в кино, в мультиках, в книжках.
Отвести ребенка в группы и кружки, развивающие уверенность и снимающие зажатость.
Отвести ребенка на тренинг по безопасности.
Вселять уверенность в себе.
Дружить с ребенком!
Что делать и говорить детям трех-шести лет:
Детям разного возраста подойдут разные способы объяснения основ безопасности. Вот что лучше всего работает с детьми-дошкольниками:
Нарисуйте вместе с ребенком «круги доверия». Кто свой, кто чужой, кому можно доверять, а кому нет.
Разговаривайте недолго и нечасто, спрашивайте ребенка, как бы он поступил в разных ситуациях. Спрашивайте, а не поучайте.
Развенчайте миф о «жутких дядьках» и «подозрительных типах».
Учите соблюдать личные границы, рассказывайте про вежливость и умение говорить «нет».
Выучите с ребенком телефоны родителей наизусть.
Расскажите ребенку про опасные и безопасные места.
Проигрывайте возможные ситуации: «Допустим, я — это ты, а ты — это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню — кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушел.
Как объяснить правила безопасности по сказкам: 7 опасных ситуаций
Что делать и говорить детям от семи до 12 лет:
Когда ребенок становится старше, добавляются новые проблемы — школа, друзья, интернет. К тому же именно в этом возрасте ребенок начинает самостоятельно передвигаться по городу. Вот на что надо сделать упор в первую очередь:
поощряйте откровенность;
вместе «плюйте» на мнение окружающих;
выясните и снимите блоки зажатости у себя и у детей;
общайтесь с ребенком в соцсетях;
вместе смотрите блогеров, слушайте музыку;
прорабатывайте алгоритмы реакции на посторонних;
пополняйте коллекцию уловок преступников и обсуждайте варианты поведения.
10 правил безопасности
Ну и напоследок — вот десять правил безопасности, которые должны отскакивать от зубов. Распечатайте и повесьте на стенку! Это важнее таблицы Менделеева и неправильных глаголов!
Игнорировать посторонних.
Отвечать «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать».
Бежать и кричать «Помогите! Я не знаю этого человека! Вызовите полицию!»
Обращаться за помощью.
Звонить родителям. Советоваться с родителями.
Избегать безлюдных мест, проходить их, разговаривая с родителями по телефону.
Если удерживают — падать на землю, пинаться, кричать «Помогите», «Вызовите полицию!»
В подъезде кричать «Пожар!», а не «Помогите!»
Не садиться в чужие машины, не есть и не пить то, что предлагают малознакомые люди.
Знать и отражать основные уловки преступников и манипуляции ровесников онлайн и офлайн.
Еще почитать по теме:
Как говорить с ребенком о безопасности, чтобы это не превратилось в «родительский нудеж»
Мой ребенок пропал — что делать? Подробная инструкция от мамы, с которой такое произошло
Бесправие, насилие и абьюз — это то, что происходит с детьми каждый день. Письмо редактора