Воскресное письмо главреда
Привет!
Первая неделя нового учебного года оказалась коротенькой — но это не отменяет ее значимости, особенно в жизни тех, кто пошел в школу в первый (или последний) раз.
Среднее образование стало настолько общим местом в жизни всех нас, что массово рефлексировать на его тему как-то и не принято — ну что тут обсуждать: все ходят в школу — и ты пойдешь. Ничего не напоминает, а? Почти полная калька с «все рожают — и ты родишь». И точно также, как тема родов и рождения наконец начинает муссироваться в обществе, вопрос образования — и его смысла для детей и взрослых — тоже все чаще и смелее выносится на обсуждение.
Я сейчас не буду говорить о том, что в процессе этой дискуссии мы обнаруживаем зияющие дыры в системе школьного образования или находим поводы как следует пройтись по несовершенствам учителей и отсталости программ. Я хочу немного сдвинуть этот вектор и включить в это обсуждение самих детей — как главных действующих лиц процесса.
И вот что я думаю: школьное образование стало каким-то неизбежным злом, обязаловкой и фоном, на котором мы будем смачно ругаться с детьми из-за невыполненной домашки. Будем ждать, как система оценит нас — родителей: не увидит ли она допущенных нами педагогических ошибок, не заставит ли идти к директору оправдываться за своих шалопаев, которым потом, конечно, влетит — и услышат они всю ту же вечную классику про «стыдно», «позор» и «взяться за ум».
Кажется, что этот порочный круг, — а именно в него превращается среднее образование в контексте семьи — никогда не разорвется. Но если присмотреться к ситуации повнимательнее и попристальнее, можно заметить, что круг размыкается, выпуская на волю ту самую рефлексию, которой некуда было деваться долгие годы.
Я сама в этом году стала мамой школьницы — моя дочь пошла в первый класс. И в процессе, предшествующем выбору школы и системы образования, я поняла кое-какие важные вещи. Например, то, что само по себе образование как некий монолитный комок знаний сильно переоценено — в нашем сознании крепко держится установка о том, что получить это самое образование можно только в школе, очно, на уроках, которые длятся 40 минут и заставляют детей переживать за свои оценки.
Но ведь на самом деле образование дискретно — оно состоит из огромного количества различных элементов, нахождение которых вовсе не обязательно ограничивается периметром школы: вот тут ты учишься, а за ее пределами — балду пинаешь. На самом деле образование для ребенка буквально разлито в воздухе — ему все интересно, все в новинку, все полно загадок.
И, как мне кажется, главной функцией образования сегодня должно стать стремление к поддержанию естественной жажды познания — она есть в каждом ребенке, даже самом ленивом. Но погружение в систему со всеми этими двумя клеточками, красными строками и полями может превратить интересное в бессмысленное.
Не поймите меня неправильно — я вовсе не выступаю за анархию и отсутствие дисциплины, я лишь говорю о том, что нам самим, родителям, стоит чуть-чуть расслабиться насчет непреложной ценности школы как института. И если уж ребенок в ней оказался, то наша задача — не бросить его в пекло системы, заявив ему: «Теперь это твоя ответственность», а помочь ему освоить инструменты познания, научить пользоваться информацией, обращать ее в практику, находить применение полученным знаниям. Раз уж мы так свято верим в том, что происходящее в школе — очень серьезно и важно, давайте поможем детям разобраться с этим всем, ведь это непросто! Давайте покажем им, как навыки, получаемые в школе, обязательно пригодятся и в будущем: планировать, расставлять приоритеты, работать в команде, иметь критическое мышление, понимать, как формируются мнения и как их высказывать. Да, возможно, школа не станет вам помощником в этом деле — но это большая система, ей свойственно сопротивляться непривычному. Но если не тыкать в нее палочкой, пытаясь раскачать и заставить шевелиться, она никогда не сдвинется с места и будет только сильнее затвердевать, превращаясь в гранит науки.
Лучшее знание, которое может быть в голове ребенка, получающего школьное образование, это знание о том, что вы его уважаете, любите и принимаете. Что с двойками в дневнике он все равно ваш котичек. Что вы не будете сравнивать его с другими детьми — возможно, более успешными в учебе, но не вашими. Что если он не сделает домашку, вы захотите узнать, что случилось, а не наброситесь на него с морализаторством.
Получать образование — и школьное тоже — это сложно. Давайте поддержим нашим детей в этом. И просто будем помнить, что нам больше не надо бояться учителей.
Всем хорошего учебного года!