«Сами по себе кружки — это не отдых»: мнение психолога о дополнительных занятиях - Сайт для будущих мам и мам с детьми
Психология

«Сами по себе кружки — это не отдых»: мнение психолога о дополнительных занятиях

© Коллаж Кристины Савельевой

А что будет, если вообще не водить ребенка на кружки и секции?

Совсем скоро дети снова пойдут не только в школу, но и на всевозможные дополнительные занятия. «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота», строчка из одного советского стихотворения, может характеризовать и расписание современного ребенка (в худшем случае все эти занятия еще и будут в один день).

Мы поговорили с психологом Ольгой Викторовой из клиники доказательной медицины DocDeti о необходимости дополнительных занятий и о том, как понять, что ребенок перегружен.

В каком возрасте и в каком объеме школьникам нужна дополнительная нагрузка (различные занятия, секции и кружки)?

Кружки и секции могут быть полезны для детей любого возраста и даже для взрослых. Ориентироваться в этом вопросе стоит на интересы, потребности и возможности ребенка. Спортивные и активные секции в современных условиях жизни актуальны, пожалуй, для всех детей.

Как понять, что дополнительных занятий у ребенка слишком много?

Если у ребенка нет регулярного времени на отдых и личную жизнь, то что-то явно пошло не так. Сами по себе кружки — это не отдых, даже если они имеют развлекательный характер. Под отдыхом мы понимаем такие виды деятельности, как игры, «ничегонеделание», прогулки и общение с друзьями, развлечения, ну и отдых в прямом смысле слова: спать, лежать, валяться.

Как все успевать: 7 правил тайм-менеджмента для детей

А может ли дополнительных занятий быть слишком мало?

Про «мало» уместно говорить в том случае, если ребенок изъявляет желание ходить куда-то и чем-то заниматься, но по какой-то причине это желание родителями не реализуется. Или же мы видим объективную необходимость для дополнительных занятий: материал по какому-то предмету не усвоен, недостаточно физической активности. А вот если у ребенка отсутствует полностью желание чем-либо заниматься и интересов нет, то это уже другая история и дело точно не в количестве кружков.

Что все-таки делать, если ребенок не хочет никуда ходить?

Задаться вопросом, почему это происходит: может быть, ребенок уже перегружен, а может быть, он не хочет ходить именно туда, куда его хотят отвести родители. А возможно, мы просто имеем предпосылки для утраты интересов и мотивации — с этим лучше всего разбираться у психолога.

Ну и, конечно, нельзя исключать, что у ребенка и так наполненная жизнь, есть интересы, увлечения и что-то дополнительное тут просто не требуется (или опять же родители не предлагают вариантов, связанных с интересами ребенка).

Мой ребенок постоянно сидит в интернете и больше ничего не хочет. Что делать?

Что будет, если вообще не водить ребенка на дополнительные занятия — он вырастет глупым?

Если в жизни ребенка нет каких-то факторов психологического неблагополучия, то, скорее всего, ничего страшного не случится. Я бы также добавила, что, учитывая программу обучения в нашей стране, если ребенок добросовестно учится по всем предметам, то пару кружков ему можно зачесть автоматически.

В школьные годы, скорее, имеет значение какая-то внеклассная деятельность, которая важна и актуальна для ребенка и помогает ему занять свое место в коллективе, раскрыть его особенности, сформировать представление о себе.

Как понять, что ребенок перегружен — есть ли какие-то сигналы, по которым перегрузку можно распознать?

У детей более младшего возраста мы, скорее всего, увидим раздражительность, капризность, апатию, физиологические нарушения, связанные со сном, приемом пищи. Также возможно, что результаты обучения ребенка в целом будут оставлять желать лучшего. Может возникнуть конфликтное поведение. Чем старше ребенок, тем более вероятно, что он скажет о перегрузке словами через рот — главное вам его услышать.

Почему я забрал детей из хорошего спортивного кружка и не жалею об этом

Чем вообще вредна перегрузка?

Снижением качества жизни и ее благополучия. Возникает переутомление, как следствие — падение продуктивности деятельности, отсутствие желания вообще что-то делать или же формирование поведения, исходя из посыла «я должен» (угодить родителям, скорее всего), которое также может осложнять дальнейшую жизнь.

А как можно помочь ребенку, для которого и школьная программа без дополнительных занятий — это уже слишком большая нагрузка?

Выбором альтернативных программ и форм обучения, снижением требований. Можно использовать тренинговые инструменты для тренировки устойчивости, выносливости и работоспособности. Главное — поддерживать своего ребенка, быть заодно с ним в поиске решений, а не против него.

Еще почитать по теме:

Опрос показал, сколько россияне тратят на детские кружки и секции

Танцы или рисование: в какие кружки ходят российские дети

Кружки, секции, курсы. Как выбрать педагога ребенку (опираясь на теорию привязанности)

Кто мы такие и где нас читать?

ведь у нас есть не только сайт!

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»