Актуально перед началом учебного года
Буллинг — это история про агрессора, жертву и наблюдателей, история про невмешательство взрослых. Причем в итоге страдают, как правило, все участники процесса. Про жертв сказано уже многое — жертвой рискует стать любой ребенок вне зависимости от каких-либо конкретных особенностей внешности или поведения. А вот что же можно сказать про агрессора — почему он начинает буллить кого-то из знакомых, одноклассников? Мы задали этот вопрос психологу сети клиник доказательной медицины DocDeti Ольге Викторовой. Вот ее ответ.
Начнем с того, что в целом такое стайное поведение, то есть участие в травле, — одна из нормальных стадий развития детей в сообществах. Но ее не нужно оставлять без внимания.
Почему ребенок становится зачинщиком травли? На это есть несколько причин.
: неблагополучная психологическая обстановка дома, такая же агрессия и насилие со стороны взрослых, моральное подавление, высокие требования и сверхценность власти. Все это вместе или что-то одно заставляет ребенка самого проигрывать агрессивно-доминантную модель поведения.
: ребенок сам пережил или переживает какое-то травмирующее событие или ту же травлю (вне семьи) и так же отыгрывает подобную модель поведения там, где может встать в сильную позицию агрессора.
: речь идет о ребенке с высокой самооценкой, уверенном в себе, но с недостатком эмпатии. Он прекрасно осознает все свои действия и считает это хорошей идеей, самоутверждается таким образом и занимает позицию в коллективе.
Оставлять без внимания не стоит ни одну из этих ситуаций. В первых двух случаях необходимо обращение к специалистам: психологам и психотерапевтам. Но начинать всегда нужно с доверительного разговора со своим ребенком. И если вести такой разговор не получается, то, возможно, на этом как раз стоит построить предложение пойти к психологу — чтобы вам помогли пообщаться.
Помните, что доверительный разговор — это не принуждение, поучение, обвинение или ругань. Это искреннее желание понять, что происходит, поверить, принять, разобраться. Можно использовать такие слова:
- Я очень переживаю, мне было бы очень важно узнать и понять, что происходит.
- Я не знаю, что именно ты переживаешь и чувствуешь, и я готов/готова помочь тебе.
- Может быть, ты не можешь рассказать мне, что произошло, но я могу помочь тебе и ты можешь рассказать кому-то еще — психологу.
Для третьего варианта работа с психологом так же может быть полезна, но не менее необходимы там и постановка границ, и контроль за поведением ребенка. Помочь ему развить эмпатию можно при помощи специальных занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта.
А вот что касается того, стоит ли родителям ребенка-агрессора устанавливать связь с родителями ребенка-жертвы — как минимум стоит проявить мужество (и продемонстрировать это своему ребенку) для выражения эмпатии и принесения извинений. И, конечно, все это может стать хорошим примером по разрешению сложных ситуаций, по выработке иных решений и подходов в поведении. Главное — опять-таки делать это грамотно, можно при посредничестве специалистов-психологов.
Еще почитать по теме: