Разуй глаза: как прочитать «Гарри Поттера» за 47 минут? Большой разбор техник скорочтения - Сайт для будущих мам и мам с детьми
Развитие

Разуй глаза: как прочитать «Гарри Поттера» за 47 минут? Большой разбор техник скорочтения

© Коллаж Настасьи Железняк

Не все методики работают так, как хотелось бы

Всем нам иногда не хватает каких-то суперспособностей. Кто-то хочет бегать как Флэш, а кто-то хочет читать как Флэш. То есть быстро и много — ведь на свете столько интересных книг, что их не перечитать за одну жизнь.

Способы прокачать свои навыки чтения существуют: специально разработанные программы обещают неслыханные результаты — вплоть до способности читать 25 000 слов в минуту.

Ученые считают, что увеличить скорость чтения невозможно без потери понимания текста, и неважно, какой именно техникой скорочтения вы при этом пользуетесь — подавлением субвокализации, фоточтением или использованием специальных приложений, показывающих последовательно по слову на экране. Разобрались, что все это значит.

Кто придумал скорочтение?

Идея скорочтения родилась у американской школьной учительницы Эвелин Вуд в середине прошлого века. Она пыталась помочь своим ученикам, подросткам из Солт-Лейк-Сити, научиться читать быстрее. Сама она говорила, что обладает способностью читать со скоростью 2700 слов в минуту (при этом обычная средняя скорость чтения образованного взрослого человека в десять раз ниже, примерно 250 слов в минуту).

Вместе с мужем Вуд в конце 1950-х годов открыла в Америке Институт динамического чтения. Главный посыл этой школы заключался в том, что при чтении нужно подавлять субвокализацию (то есть перестать проговаривать про себя читаемое), стараться не делать смысловые паузы при чтении, и не перечитывать снова то, что вы упустили.

При чтении она предлагала активизировать периферическое зрение — для достижения этого советовала проводить пальцем по центру страницы и фокусировать зрение на пальце, но при этом «сканировать» или «фотографировать» периферическим зрением текст полностью.

По окончании курса скорочтения в ее Институте студенты должны были читать со скоростью 1400 слов в минуту. Президент Джон Кеннеди (по легенде, сам он был способен полностью прочитать ежедневную газету New York Times за десять минут) отправлял многих подчиненных на прохождение обучения у Вуд. Его примеру последовали и другие президенты — кажется, эта традиция прервалась лишь на Билле Клинтоне.

Что было дальше?

Польза этой практики так и не была научно доказана, и в целом идея скорочтения со временем теряла популярность.

Но в последние годы идея чтения на высокой скорости снова переживает расцвет — во многом мы обязаны этому новым технологиям и страсти к всеобщей оптимизации: теперь текст может быть представлен на экране в новом виде, например, последовательно по одному слову или по три слова (эта техника называется на английском RSVP / Rapid Serial Visual Presentation, то есть «быстрое последовательное визуальное воспроизведение»).

Как помочь ребенку научиться быстро читать: 9 советов

Некоторые специальные приложения можно настроить так, что вы сначала загружаете в них текст, а потом определяете, сколько слов они будут показывать вам в минуту: 300, 500 или 1000 — в зависимости от того, насколько амбициозны ваши планы. Но, как пишет обозреватель Guardian Тим Адамс, когда текст перед вами пробегает с такой скоростью, легко не только полностью потерять понимание происходящего, но и запаниковать от накатывающей на вас информации.

Что говорят исследователи о скорочтении сегодня?

В одном исследовании, проведенном психологами в 1990-х годах в Университете Норфолка, экспертам по скорочтению (они специализировались на так называемом «фоточтении», при котором вы быстро сканируете взглядом всю страницу книги) и «обычным» читателям предлагалось прочитать одни и те же отрывки за одно и то же время. Обе группы затем должны были пройти тест на понимание прочитанного.

Поразительно, но в то время как обычные читатели прошли тест довольно неплохо, эксперты скорочтения с треском провалились — их результаты были «чрезвычайно низкими и лишь немного выше уровня случайного угадывания правильных ответов».

Стоит также отметить, что эксперты в области скорочтения были чрезвычайно уверены в своем понимании материала, оценив собственное понимание на 4,5 из 5,0. Исходя из этого исследования, можно сказать, что техника скорочтения не только значительно ухудшила понимание текста этих людей, но и превратила их в слишком самоуверенных читателей.

Обширное исследование техники скорочтения вышло в 2016 году — оно называется «Так много книг, так мало времени: как мы читаем и может ли нам помочь скорочтение?» (So Much to Read, So Little Time: How Do We Read, and Can Speed Reading Help?). Одним из авторов исследования стала Элизабет Шоттер, психолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Главный вывод этой научной статьи такой: если скорость чтения увеличивается, то уровень понимания текста уменьшается.

/

«Маловероятно, что читатели смогут удвоить или утроить свою скорость чтения (например, с 250 до 500–750 слов в минуту), при этом сохраняя способность понимать текст так же хорошо, как если бы они читали с нормальной скоростью».

Элизабет Шоттер, психолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего

В исследовании анализируются разные техники скорочтения — от курсов скорочтения до программ, показывающих слова текста по одному на экране компьютера (метод RSVP, который утверждает, что увеличивает скорость чтения, освобождая нас от необходимости самим скользить глазами по тексту). Но ученые говорят, что только около 10 процентов времени чтения тратится на движение глаз, а невозможность перечитать предыдущие предложения при использовании быстрого последовательного визуального воспроизведения приводит к неспособности понять текст целиком.

Некоторые курсы скорочтения исходят из предпосылки о том, что для одновременного чтения больших сегментов страницы можно использовать периферическое зрение.

Однако по мнению ученых такой процесс невозможен ни с биологической, ни с психологической точек зрения.

Читатели делают движения глазами во время чтения, потому что острота зрения ограничена, причем острота зрения намного выше в центральной области, которая примерно соответствует ширине большого пальца, находящегося на расстоянии вытянутой руки от глаза.

В курсах скорочтения нередко утверждается, что скорочтение может повысить эффективность чтения, подавляя субвокализацию — то есть подавляя речь, которую мы слышим в своей голове, когда читаем. Но исследования обычного способа чтения ставят под сомнение и это утверждение. Есть доказательства того, что внутренняя речь играет важную роль в идентификации слов и их понимании во время чтения про себя.

Элизабет Шоттер сказала в интервью изданию Guardian, что ученые решили опубликовать эту статью, потому что скорочтение — привлекательная вещь, которую сейчас активно рекламируют многие компании и педагоги. «Тем не менее наука многое открыла о процессе чтения за несколько десятилетий, и эти знания имеют важное значение для понимания методов скорочтения. На самом деле многие утверждения о скорочтении не верны. Мы сочли важным сообщить об этом широкой публике, чтобы люди могли принимать обоснованные решения, прежде чем записываться на курсы скорочтения или покупать специальные приложения», — подытожила исследовательница.

А как насчет конкурсов скорочтения?

Люди с экстраординарными способностями к скорочтению действительно существуют. Например, Энн Джонс, шестикратная чемпионка мира по скорочтению, которая в 2007 году в книжном магазине на Чаринг-Кросс-роуд в Лондоне «проглотила» книгу о Гарри Поттере за 47 минут.

Ученые предполагают, что помимо суперспособностей, в скорочтении Джонс помогло то, что она уже прочитала все ранние книги этой серии — то есть у нее был приличный объем фоновых знаний о персонажах, структуре сюжета и стиле письма автора. Сочетание этих знаний и способность быстро анализировать материал могло позволить ей составить качественный синопсис книги.

Джонс говорит, что большую часть времени она читает со скоростью от 800 до 1500 слов в минуту — намного выше, чем средний показатель для хорошего читателя, данный Шоттер и ее коллегами-учеными (напомним, в среднем это 200–250 слов в минуту).

«Что касается соревнований, я тренируюсь так же, как спортсменка. <…> То, что мои выступления на конкурсах скорочтения выглядят легкими, не означает, что все это мне легко дается. У меня 20-летний опыт скорочтения, и я точно знаю, как подойти к такой задаче», — поясняет Джонс.

Ма-ма мы-ла ра-му. Личный опыт чтения с дислексиком

Хотя Джонс отвергает технику RSVP (технику быстрого последовательного визуального воспроизведения слов на экране), которая, по ее словам, «деконтекстуализирует части текста, поэтому читатель не может ничего вспомнить», она верит в силу подручных средств: в помощь карандаша или пальца, которым ты проводишь по строчке, чтобы было легче скользить по странице и ускорить темп чтения.

Не так давно Джонс написала собственную книгу о скорочтении. В ней она рассказала о своей работе как коуча, особенный акцент сделав на работе с дислексиками: «Я очень горжусь одним мальчиком, страдающим дислексией, который перешел со скорости 26 слов в минуту до 60 слов в минуту. Это изменило его жизнь».

К счастью, сегодня люди с дислексией могут получить адекватную помощь, а их особенности перестают стигматизировать. Слишком медленная скорость чтения действительно может стать препятствием в обучении. Но если вы читаете со скоростью 200–250 слов в минуту, ускоряться, как считают ученые, в общем-то нет смысла.

Еще почитать по теме:

Как организовать семейный книжный клуб: 7 советов родителям

4 навыка, которые пригодятся детям в жизни

«В мир книг нужен проводник»: основательница клуба детских чтений о том, как помочь ребенку полюбить книги

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Кнопка «Наверх»